г. Санкт-Петербург, ООО «Центр «АДМИКОР»
+7 (812) 325-37-20

Страсти по бензину 2

Сергей Ткачев, 2008 г.


В апрельском номере журнала «Вертолетная индустрия» за 2007 год уже затрагивалась тема авиационного бензина. Прошло почти два года. Какова ситуация с этим топливом в настоящий момент? Какие изменения произошли в системе топливообеспечения в малой авиации за этот период?

Что осталось без изменений:

  • Б-91/115 в нашей стране не производится по причине экономической нецелесообразности и отсутствия тетраэтилсвинца (ТЭС);
  • AVGAS 100LL сохраняет свое активное присутствие на рынке авиатопливообеспечения;
  • приверженцы использования автомобильного бензина продолжают «насиловать» авиационные двигатели, непредназначенные для автомобильного топлива, ставя экономию средств выше безопасности;
  • топливо, в большинстве случаев, транспортируется в 200-литровых бочках, а хранится либо в этих самых бочках под открытым небом, либо в резервуарах, внутренняя поверхность которых оставляет желать лучшего;
  • в топливные баки большинства частных вертолетов и самолетов топливо заправляется непосредственно из канистр, ведер и различных самодельных устройств, минуя средства фильтрации и водоотделения.

Что изменилось. Топливообеспечение малой авиации медленно, но начинает приобретать свое цивилизованное лицо. Этот вывод можно сделать на основании того, что:

  • все большее количество владельцев и эксплуатантов вертолетов и самолетов с поршневыми двигателями предпочитают использовать вместо автомобильных бензинов высококачественный авиационный;
  • в некоторых регионах нашей страны разрозненные потребители смогли найти общий язык и стали закупать топливо совместно, что, в свою очередь, позволило значительно сэкономить на доставке, а в конечном итоге и на итоговой стоимости бензина;
  • у некоторых поставщиков появилась возможность официально отправлять авиационный бензин марки AVGAS 100LL в контейнерах железнодорожным транспортом минимальными партиями от 5-ти тонн. Это стало весьма значимым событием для потребителей авиабензина, находящихся далеко от европейской части страны;
  • как среди частных владельцев, так и среди организаций, эксплуатирующих вертолеты и небольшие самолеты, стали появляться те, кто начал применять Установки для заправки воздушных судов (УЗВС) решив, таким образом, проблему приема, хранения, фильтрации и заправки авиатопливом;
  • многие потребители при закупке авиационного бензина стали уделять внимание не только его стоимости, но и таким немаловажным моментам, как: сохранение качества топлива на всех этапах при его доставке непосредственно от производителя до конечного потребителя, наличию пакета сопроводительных документов (сертификаты, паспорта качества, кто их выдал), надежности поставщика.

Мифы об AVGAS 100LL

Раз уж мы коснулись этого продукта, то хочется развеять ту неверную информацию, которая периодически появляется в авиационных кругах. Марка авиационного бензина AVGAS 100LL стала самой распространенной во всем мире уже довольно давно. В Россию официально стала поставляться только в 2003 году.


Миф первый: «Иностранные компании начали поставлять свой AVGAS, чтобы вытеснить отечественный Б-91/115».

Толчком к поставкам послужило появление в стране воздушных судов с двигателями, в руководстве по эксплуатации которых был прописан именно AVGAS 100LL (самолет Ил-103, вертолеты Robinson). Их надо было чем-то заправлять. А на то, что многие эксплуатанты, оценив по достоинству безупречное качество и привлекательную цену, начнут переводить на него технику, летающую на Б-91/115 (самолеты Ан-2, Як-18Т, Як-52, вертолеты Ка-26) никто даже и не рассчитывал. Авиационный бензин в нашей стране выпускался еще до конца 2006 года, и никто его умышленно не вытеснял.


Миф второй: «AVGAS 100LL -финский бензин. Он производится в Финляндии и все его возят оттуда».

Никогда в Финляндии не производился AVGAS 100LL. Тот бензин, что официально поставляется в Россию и страны СНГ производится на заводе компании SHELL в Роттердаме (Нидерланды). А в Финляндии расположен транзитный склад, распределяющий потоки авиационного бензина на Скандинавию, Прибалтику, Россию и страны СНГ.


Миф третий: «AVGAS 100 и AVGAS 100LL ничем существенно друг от друга не отличаются».

Это две марки довольно схожи, но у них есть существенное отличие. У бензина AVGAS 100LL содержание свинца ниже, вследствие чего он экологически чище, чем AVGAS 100. По этой причине в настоящее время производится и используется повсеместно именно 100LL.


Миф четвертый: «AVGAS 100LL хранится только один год».

Как по зарубежным стандартам, так и по требования ГОСТ 1012-72, которым AVGAS 100LL соответствует, авиационный бензин имеет гарантийный срок хранения - 5 лет со дня изготовления. При хранении в период действия гарантийного срока в резервуарах свыше одного года, а в бочкотаре свыше 6-ти месяцев перед применением, необходима повторная лабораторная проверка и паспортизация.


Миф пятый: «Цены на нефть упали в три раза, а цена AVGAS 100LL в России практически не изменилась. Поставщики авиационного бензина решили в период кризиса заработать большие деньги».

Тут нам понадобится немного математики. Возьмем период с июня 2008 года по февраль 2009 года. За это время нефть подешевела в три раза. Составляющая нефти в конечной стоимости авиационного бензина всего 40%, а оставшиеся 60% охватывают затраты, связанные с приобретением присадок, необходимых для производства, с строгим выполнением всех технологий производства, с доставкой продукта на региональные склады, хранением и обеспечением контроля качества на всех этапах. Таким образом, при снижении стоимости нефти в 3 раза, стоимость AVGAS 100LL на региональном складе производителя снизится только в 1,36 раз. На самом же деле долларовая цена за одну тонну к концу рассматриваемого нами периода по отношению к его началу снизилась в 1,53 раза. Это связано с ежегодным сезонным снижением мировых цен на авиационный бензин приходящимся на зимние месяцы. Но надеждам любителей поршневой авиации о снижении цен не суждено было сбыться. А виной всему «коварный доллар», а если быть более точным - курс российского рубля по отношению к американскому доллару, который за этот период вырос в 1,55 раз. А расплачиваться за поставленный бензин с мировым производителем нужно именно в долларах. Наши кровные рубли ему ни к чему. В итоге получаем, что, несмотря на падение мировых цен на нефть и снижение цены производителя, платить за авиационный бензин в рублях придется даже больше на 2%. И вины производителя или поставщика в этом явно нет никакой. Будем надеяться, что российский рубль начнет крепнуть и позволит нам покупать AVGAS 100LL по более низким ценам.


Хочется надеяться, что мифы об AVGAS 100LL развеяны. Но одного только присутствия этого топлива на авиационном рынке явно недостаточно. Необходима развитая инфраструктура, позволяющая перемещаться на просторах нашей необъятной страны и наполнять топливные баки воздушных судов одним нажатием рычага заправочного пистолета, поскольку без цивилизованной системы топливообеспечения невозможно развитие малой авиации. В завершении хочется пожелать: «Летайте больше и безопасно».